ПЕЛЕ — МАРАДОНА: ГИПОТЕЗА ОБЪЯВЛЕННОГО КРАХА
С середины мая и на протяжении почти целого месяца футбольный мир наблюдал за странным явленим — неким подобием дружбы между Пеле и Марадоной, двумя бесподобными антагонистами и, пожалуй, самыми яркими личностями за всю историю этой игры.
Сказать, что два гения не любят друг друга — значит, сказать мало: история их неприязни восходит к тем, уже пятнадцатилетней давности временам, когда совсем еще молодой в ту пору аргентинец, сверкнув своим безумным талантом, посягнул на трон «короля» Пеле, вызвав тем самым очевидную ревность бразильцев. Уже тогда Пеле стал критиковать фривольные замашки Марадоны, а тот, в свою очередь, заявил, что «пенсионер» просто-напросто завидует молодым — ему и Руммениге.
С течением времени взаимная неприязнь не только не сглаживалась, но и возрастала. Удачливому коммерсанту Пеле Марадона быстро подыскал кличку — «Мистер Мастеркард», Пеле же часто ставил аргентинцу в укор фанфаронское поведение в повседневной жизни и дурной вкус, выражавшийся в тяге к павлиньим нарядам.
И вот недавно на страницах различных газет стали появляться фотографии дружески улыбающихся Пеле и Марадоны. Причина их встречи — сделка между Марадоной и фирмой «Пеле спортс энд маркетинг», согласно которой аргентинец по истечении срока дисквалификации (как известно читателям, Марадона по решению ФИФА был на 15 месяцев отдален от футбольных полей за использование запрещенных препаратов во время чемпионата мира), должен был возглавить в качестве играющего тренера один из бразильских клубов (по неофициальным данным — «Сантос» или «Коринтианс»). Если верить журналу «Франс футбол», на состоявшейся 13 мая в Рио встрече Пеле с Марадоной был подписан предварительный контракт в 18 млн. долларов, что является несусветной суммой для ангажирования 35-летнего футболиста — будь он хоть и Марадоной.
Именно поэтому возникает вопрос: а не для саморекламы ли затеяли они с самого начала всю эту шумиху? Для Марадоны то был очередной выход на авансцену после полосы неудач как в личной жизни (говорят, что после ссоры с женой Клаудией он был на грани самоубийства), так и на тренерском поприще (скуднее скудных результаты работы с аргентинскими клубами «Депортиво Мандиу» и «Ресинг клаб»). Пеле — будучи министром спорта своей страны, имеет более далеко идущие цели, а именно — возможность завладеть креслом президента ФИФА. В футбольных кругах известно, что «О’Рей» («Король») очень болезненно воспринял слова нынешнего президента — Жоао Авеланжа — о том, что он прочит своим наследником Франца Беккенбауэра. Способствовав возвращению Марадоны в футбол, Пеле, несомненно, набрал бы очки не только в Латинской Америке, но и, скажем, в Азии и Африке, а мнение делегатов этих континентов играет все более существенную роль во время конгрессов ФИФА. И, наконец, поскольку «сводником» между двумя звездами футбола был не кто иной, как президент Аргентины Карлос Менем, сия афера прогремела по всей Латинской Америке как пушечный выстрел.
Однако в первых числах июня наступила неожиданная развязка. Министр спорта Бразилии Эдсон Арантес ду Насименту, он же Пеле, выступил с заявлением, назвав в нем себя «жертвой удивительного непонимания», жалуясь на «... очень существенные финансовые требования Буэнос-Айреса, выражающиеся в дополнительном запросе 15 млн. долл., в то время как предварительный контракт предусматривал 4 млн. долл.». «Поразмыслив мы решили просто выйти из игры», — заключил Пеле.
О причинах срыва контракта в спортивной прессе высказывается предположение, что менеджер Марадоны Гильерма Коппола и его адвокат Даниель Болотникофф, счиая предприятие рискованным и способным повредить имиджу из подопечного, уговорили Марадону взвинтить цену, вынудив тем самым бразильскую сторону отказаться от проекта. Правда и то, что у агентов Марадоны было под рукой другое предложение, шедшее от самого популярного аргентинского клуба «Бока Хуниорс». Сам Марадона, уже выступавший за эту команду в 1980-81 годах, неоднократно заявлял, что он хотел бы завершить свою карьеру игрока именно в «Боке».
Ожидается, что на этой неделе будет подписан двухгодичный контракт на сумму в 5 млн. долл. и, хотя Марадоне было отказано в праве возглавить команду в качестве играющего тренера, обозреватели предполагают, что патроном в «Боке» будет именно он, а не тренер Сильвио Марзолини. Поводом к таким размышлениям служит недавнее заявление «Моцарта футбола», что у него с Марзолини «существенные различия в концепции игры».
Теперь Марадона собирается отправить письмо руководителям ФИФА с просьбой сократить на месяц срок дисквалификации с тем, чтобы уже в августе он смог выступить в чемпионате вместе с командой.
Пока же Марадона тренируется каждый день под руководством некоего профессора Лентини: «Я уже согнал четыре килограмма. Усиленная подготовка позволит мне начать чемпионат на самом высоком уровне. Я хотел бы доказать всем, что не только смогу играть каждое воскресенье, но и выиграть чемпионат».
Такой настрой Марадоны вселяет оптимизм, так как, по его словам, он со временем начал сознавать, что «нельзя все время драться против всех и вся».