Все настолько интересно, что увлекает и затягивает! Мы, по сути, довольно плохо знаем историю и когда начинаешь интересоваться загадками древних цивилизаций, то трудно оторваться. Жаль, что на поиски интересного материала катастрофически не хватает времени
По поводу того, что я успела просмотреть об ацтекском календаре: довольно интересно и очень необычно, надо поподробнее почитать
История и загадки цивилизации Майя.
Сообщений 21 страница 35 из 35
Поделиться212007-12-18 19:05:41
Поделиться222007-12-19 10:01:22
В конце XIX в. во многих местах Юкатана были обнаружены учеными так называемые книги Чилам Балам ("книги пророка-ягуара"; Чилам Балам — имя известного пророка майя из Мани). Эти книги написаны испанскими буквами, приспособленными к языку майя ("традиционный алфавит"), и представляют собой довольно хаотическую смесь текстов и отрывков различного содержания, стиля и происхождения. Некоторые отрывки относятся к доиспанскому периоду и, вероятно, являются транслитерацией иероглифических текстов, но подверглись более или менее сильному искажению. Другие отрывки написаны уже в колониальное время. Некоторые тексты повторяются в разных книгах Чилам Балам. Списки большинства этих книг относятся к XVIII в. В начале XIX в. такие книги были почти в каждом индейском селении, но во время "войны рас" юкатанские каратели, зверски избивавшие индейское население, уничтожили и последние остатки древней литературы майя, пережившие страшные века испанского колониального режима.
Из 13 книг Чилам Балам (часть их известна лишь по названию) опубликованы и переведены только некоторые. Изучению подвергались главным образом книги Чилам Балам из Чумайеля, Мани и Тисимина. Впервые отрывки из книг Чилам Балам, с весьма сомнительным испанским переводом, опубликовал Лисана (1633 г.). Первым собирателем и исследователем этих книг был Пио Перес. В 1843 г. Стефенс опубликовал некоторые отрывки, переведенные на английский язык с испанского перевода Пио Переса. Затем появились переводы хроник майя из книг Чилам Балам на французский (Брассёр де Бурбур) и английский (Бринтон) языки. До 1930 г. не было попыток дать полный перевод какой-либо из книг Чилам Балам. Дело в том, что язык, на котором написаны многие тексты в этих книгах, сильно отличается по лексике и грамматике от языка майя, изученного испанскими миссионерами XVI — XVII вв. Первый опыт перевода книги Чилам Балам из Чумайеля сделал Медис Болио (1930 г.). Позже появились и другие переводы. Все они более или менее приблизительны и во многих местах сильно расходятся друг с другом.
Сохранившиеся в книгах Чилам Балам древние тексты дают некоторое представление о литературе майя. Наиболее распространенными и, вероятно, одними из самых древних были календарные тексты или "альманахи". Эти тексты представляют собой краткие заметки о днях и месяцах; часть заметок — жреческая астрология, но многие из них — просто народные приметы. Образцом календарного текста, дающего приметы на каждый день года, может служить "альманах" на 1841/42 г. из материалов Пио Переса, опубликованный Стефенсом. В нем приводятся такие, например, приметы: "9 [число месяца] Соц 4 [день] Эб. Плохой день; рождается владыка", "18 Сип 6 Имиш. Хороший день; дождь". Подобным образом даются приметы к месяцам, например: "[месяц] Мак; черепахи кладут яйца", "[месяц] Шуль; рыбы мечут икру" (книга Чилам Балам из Чумайеля). Некоторые календарные тексты чисто астрологического характера, например заметки к названиям каждого из 20 дней: "[день] Мулук. Акула и ягуар — его знамение. Пожирание сыновей, пожирание жен. Богатые. Убийца двуутробок также. Богатые также" (книга Чилам Балам из К'ава; речь идет о судьбе лиц, родившихся в этот день; см. ниже комментарии к названиям дней).
Источник: wwwvostlit.info/.../Landa/pred2.phtml?id=783
Поделиться232007-12-19 10:05:30
... на поиски интересного материала катастрофически не хватает времени.
и не говори.... а всё так интересно!... и хочется узнавать всё больше и больше...
Поделиться242007-12-19 13:56:25
Удивительно, ведь лунный месяц, рассчитанный жрецами-астрономами Паленке (одна из столиц древних майя) равен 29,53086 дня и это всего лишь на 0,00027 дня. длиннее фактического, высчитанного современной точнейшей техникой! А жрецы-астрономы из Копана (другая столица древних майя, отделенная от Паленке сотнями километров непроходимой сельвы!!!) достигли не меньшего и : их лунный месяц короче фактического всего на 0,0039 дня! Кроме того, благодаря своим астрономическим познаниям жрецы сумели высчитать продолжительность солнечного года и она составила 365,2420 дня. И это значит, что календарь, которым пользовались древние майя, точнее современного на 0,0001 дня! Год у майя делился на восемнадцать месяцев, каждый из которых соответствовал определенным сельскохозяйственным работам: подысканию нового участка, рубке леса, его выжиганию, посеву ранних и поздних сортов кукурузы, сгибанию початков, чтобы защитить их от дождя и птиц, сбору урожая и даже уборке зерен в хранилища.
И это еще не все. Наиболее интересно и загадочно то, что летосчисление майя велось с некой мифической нулевой даты, которая соответствует, по подсчетам современных ученых, 5 041 738 году до нашей эры! Это тем более интересно, что это период миоцена Кайнозойской эры, в которую океаны и материки приобрели свой современный вид. Кроме того, это время мифических народов…
А еще ученые вычислили и начальную дату хронологии майя 3113 год до нашей эры. Что бы значили все эти даты?
Да уж, чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов и тем больше желание ответить на них или хотяб приблизиться к ответу…
Поделиться252007-12-20 18:02:36
3113 год до нашей эры
ничего ж себе дата... :/
Год у майя делился на восемнадцать месяцев...
это вам не 12 месяцев
В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов;
в историческое время - главный бог племён науа и майя.
Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: “враг”, “капризный владыка”, “сердце гор”, “сеятель разногласий” и др.
В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников ,
как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож,
как Чальчиутотолин - кровь жертвы,
в ипостаси Иицтлаколиуки Тецкатлипока - звёздный бог холода, льда и наказаний,
как Несауалпилли - покровитель банкетов,
как Тельпочтли - повелитель школ мальчиков,
как Некокиаотль - бог-воин,
в последней ипостаси Тецкатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле.
Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма. Самой древней ипостасью Тецкатлипоки был Тепейолотль (”сердце гор”) - ягуароликий бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо.
В ацтекских мифах Тецкатлипока часто выступает как противник или соперник Кецалькоатля и как двойник и сотоварищ Уитцилопочтли в их деяниях. По представлениям ацтеков, Тецкатлипока олицетворял зиму, север, ночное небо, покрытое звёздами, поэтому он изображался с чёрным лицом, покрытым жёлтыми поперечными полосами, или в виде своего духа-двойника ягуара (уподобление пятнистого меха звёздному небу).
По некоторым мифам, Тецкатлипока превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Мезоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой.
Сопутствующим опознавательным символом Тецкатлипоки является зеркало с отходящим от него завитком дыма (отсюда его имя), укреплённое или на виске или на обрубке ноги; в нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё Тецкатлипока видит всё сокрытое и тайное.
Тецкатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом - творцом мира и его разрушителем, глазом, видящем всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей.
Его эпитеты: “тот, кто распоряжается по своему усмотрению”, “тот, рабами которого мы все являемся”. Он мог дать счастливую жизнь и благополучие, но часто обижался и становился злым разрушителем. Так, например, он поступил с тольтеками.
Чтобы испытать мужество молодых воинов, Тецкатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший Тецкатлипоку, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Особо страшным обликом Тецкатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву. Фигурки Тецкатлипоки в этом облике были найдены в Теотиуакане.
Тецкатлипока, вероятно, в основе был хтоническим богом подземных сил, вулканов и обсидиана. С появлением племён науа он сливается с божеством звёздного неба, севера и холода, отсюда он - старое солнце первой эры. Тецкатлипока вместе с Кетцалькоатлем разделяет Сипактли на небо и землю и становится богом-творцом.
Тецкатлипока широко почитался, ему приносилось много жертв. У ацтеков каждый год избирался имперсонатор Тецкатлипоки - красивый юноша, не имевший физических недостатков. С имперсонатором обращались как с божеством, удовлетворяя любые его желания, по прошествии года его торжественно приносили в жертву.
Поделиться262007-12-23 19:45:18
"Главной пищей майя" была кукуруза, из которой они делали различные кушанья и напитки… Прежде всего они были земледельцами и занимались сбором кукурузы и остальных посевов. Они их сохраняли в очень удобных подвалах и амбарах, чтобы продать в свое время. Мулов и быков у них заменяли люди. На каждого мужчину с женой они имели обычай засевать участок в 400 квадратных ступней, который они называли хуан-виник, измеряемый шестом в 20 ступней в ширину и 20 в длину.
Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг другу взаимно во всех своих работах…
Поделиться272008-01-07 20:19:38
Цифры Майя.
Поделиться282008-01-07 20:48:06
В древних центральноамериканских обществах присутствовало понятие духов сил природы, имевших вид карликов. Традиция их почитания уходит корнями в незапамятные времена (как и сакрализация пещер места обитания большинства из них). Всем группам карликов Месоамерики приписывали магические способности, но у майя ясно отразилась идея дуалистичности и в восприятии магических способностей карликов - как, несомненно, положительный оценивается магический опыт построек храмового и дворцового типа, осуществлённый карликом из Ушмаля; но как явно зловредный и негативный момент - колдовство баламов и чанеков, отнимающих разум.
Поделиться302008-01-08 13:43:39
Цифры Майя напоминают знаки на российских денежных купюрах для незрячих людей.
Поделиться312008-01-08 14:00:55
а мне эти цифры напоминают азбуку Морзе!
Поделиться322008-01-17 14:42:46
Древние майя пользовались двадцатеричной системой счисления, или счета. Почему именно число 20 наряду с единицей стало основой их счета, сейчас невозможно установить с достаточной достоверностью. Но на помощь приходит простая логика. Она подсказывает, что скорее всего сам человек был для древних майя той идеальной математической моделью, которую они и взяли за единицу счета. Действительно, что может быть естественней и проще, коль скоро сама природа «расчленила» эту единицу «счета» на 20 единиц второго порядка по числу пальцев на руках и ногах?
Между прочим, подтверждение именно такому объяснению возникновения двадцатеричной системы счета мы находим в этимологической связи слова «виналь» (так на языке майя назывался двадцатидневный месяц) со словами «двадцать» и «человек». По-видимому, говоря «один человек», древние майя механически представляли себе число 20, если, конечно, в это время речь шла о каких-то количественных единицах.
Известно, что европейцы, как, впрочем, и подавляющее большинство народов мира, пользуются сейчас так называемой арабской цифровой системой, созданной в Индии лишь в конце первой половины прошлого тысячелетия (V век). В соответствии с этой системой — ради справедливости ее следовало бы называть индийской — мы расставляем цифровые знаки горизонтально-строчечным способом, применяя «позиционный принцип» — одно из замечательных достижений человеческого разума. Это значит, что цифры стоят друг за другом в строгом порядке, справа налево от первой позиции или первого порядка к последующим, а именно: единицы, десятки, сотни, тысячи и т. д.
Древние майя также пришли к использованию позиционного принципа. В отличие от нас, европейцев, им не у кого было заимствовать этот принцип, и они сами додумались до него, причем почти на целое тысячелетие (!) раньше Старого Света. Однако запись цифровых знаков, образующих число, они стали вести не горизонтально, а вертикально, снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр. Поскольку счет был двадцатеричным, то каждое начальное число следующей верхней позиции, или порядка, было в двадцать раз больше своего соседа с нижней полки «этажерки майя» (если бы майя пользовались десятеричной системой, то число было бы больше не в двадцать, а только в десять раз). На первой полке стояли единицы, на второй — двадцатки и т. д.
Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки. Особый знак для пятерки послужил основанием для зачисления системы счета древних майя в так называемую пятерично-двадцатеричную, однако вряд ли можно согласиться с этим, поскольку пятерки-тире лишь упрощали написание цифровых знаков, не внося каких-либо принципиальных изменений в двадцатеричную систему счета.
Двадцатой цифрой счета древних майя был «нуль», и изображался он в виде стилизованной раковины. В двадцатеричной системе, знающей понятие нуля, первым двузначным числом могло быть только число 20. Так оно и было.
Однако на этом похождения раковины-нуля не кончались. Раковина все же стала появляться и без точки, располагаясь на разных полках цифровой этажерки майя. Это означало, что настоящее число было образовано без участия единиц той полки, на которой в данном случае находилась раковина. Она говорила, что единиц этой полки (на которой она расположилась) попросту нет, как нет, например, десятков, сотен или тысяч в числе, записанном арабскими цифрами, если на отведенном для них месте стоят нули.
Но коль скоро в числе наличествовала хотя бы одна-единственная единица любой из полок, довольно сложный рисунок раковины-нуля сразу же исчезал с нее.
Действительно, если нижняя точка находится на нижней полке, то это обозначает наличие одной единицы первой позиции, или, попросту говоря, «единицу», но уже не как абстрактный цифровой знак, а как конкретное число. Верхняя же полка указывает на наличие одной единицы второго порядка, каковой является двадцатка в двадцатеричной системе. Следовательно, перед нами двузначное число 21, образованное в полном соответствии со строгими законами позиционного принципа, но только расположенное не горизонтально, как мы привыкли, а вертикально.
В двадцатеричной системе счета древних майя есть исключение: стоит прибавить к числу 359 только одну единицу первого порядка, как это исключение немедленно вступает в силу. Суть его сводится к следующему: 360 является начальным числом третьего порядка (!) и его место уже не на второй, а на третьей полке.
Но тогда выходит, что начальное число третьего порядка больше начального числа второго не в двадцать раз (20x20=400, а не 360!), а только в восемнадцать! Значит, принцип двадцатеричности нарушен! Все верно. Это и есть исключение.
Но чем оно вызвано? — естественно возникает вопрос. А вызвано оно — что самое удивительное — соображениями сугубо практического характера, и можно лишь в который раз изумляться и восхищаться поразительной мудрости, невероятному рационализму этого народа, создателя великой цивилизации.
Майя не побоялись нарушить строгий, четкий строй двадцатеричной системы, чтобы приспособить абстрактное построение чисел к своим конкретным нуждам. И сделали это столь же просто, сколь гениально. Математические расчеты с применением многозначных чисел у майя были в основном связаны с астрономическими вычислениями, которые лежали в основе календаря. Чтобы упростить их, майя максимально приблизили первоначальное число третьего порядка к числу... дней своего года. Ведь в восемнадцати двадцатидневных месяцах, составляющих календарный год, число дней равно 360!
Так, начав с конкретного (один человек — двадцать пальцев), древние майя поднялись на вершину абстрактного мышления, создав двадцатеричную систему счета. Однако, обнаружив известные неудобства в абстрактном, они решительно приспособили его к своим практическим нуждам!
При образовании чисел четвертой и всех последующих полок-позиций «этажерки майя» принцип двадцатеричности вновь восстанавливается: первоначальное число четвертого порядка — 7200 (360x20); пятого — 144000 (7200x20) и так до бесконечно больших величин. Интересно отметить, что майя были знакомы с ними не только теоретически. Вспомним хотя бы стелу из священного города Копана, на которой жрецы записали начальную, правда мифическую, дату летосчисления майя — 5041738 год до нашей эры!
Поделиться332008-01-17 18:15:18
религия играла решающую роль в жизни всего общества Майя, поэтому большинство архитектурных ценностей майя – это храмы. Майя строили их в виде ступенчатых пирамид, при этом, однако, никогда не достигался действительно пирамидальный геометрический объем, известный в Египте. Для знати и жрецов строились дворцы, представляющие собой сеть жилых помещений.
Большая часть архитектурных памятников майя имела одну или две площадки для игры в мяч. Если архитектура в основном несет в себе информацию о структуре общества, то скульптура позволяет глубоко проникнуть в различные сферы
жизни майяского общества. Очень развита у майя была керамика, обработка камня и работа по металлу. Вообще можно сказать, что «майя добились всех своих поразительных технических и архитектурных достижений не прибегая к металлу; последний получил распространение только в период после 900 г. н.э.»
Поделиться342008-01-23 17:36:10
Печаль Майя
легенда юкатекских майя
Однажды, все звери собрались вместе, и пришли к одному человеку Майя. Они сказали ему:
- Мы видим тебя очень грустным и печальным. Нам не нравится, что ты такой грустный. Попроси у нас, о чём желаешь и мечтаешь, и у тебя это будет!
И тогда человек сказал:
- Я хочу быть счастливым.
А сова ответила:
- Кто знает, что такое счастье? Проси у нас что-нибудь более конкретное.
- Тогда, - продолжил человек, - Я хочу иметь хорошее зрение.
Гриф воскликнул:
- У тебя будет моё зрение.
- Я хочу быть сильным.
Ягуар сказал:
- Ты будешь сильным как я.
- Я хотел бы иметь возможность ходить не уставая.
Олень сказал:
- Я дам тебе силу моих ног.
- Я хотел бы предчувствовать появление дождей.
Соловей сказал:
- Ты узнаешь об этом по моей песне.
- Я хотел бы стать проницательным и хитрым.
И тогда лиса сказала:
- Я научу тебя этому.
- Я желаю легко лазать по деревьям.
Белка ответила ему:
- Я дам тебе мои когти.
- Я хочу видеть в темноте.
И кошка сказала:
- Я одолжу тебе мои глаза.
- Я хочу уметь распознавать лекарственные растения.
И тогда змея сказала:
- О, это моя область, потому что я знаю все растения. Я помечу их для тебя в полях и лесах.
Услышав слова змеи, человек ушёл. Тогда сова сказала всем зверям:
- Сейчас человек знает гораздо больше и способен сделать многое, но он всегда будет грустить.
- Бедные звери! Бедные звери!
Поделиться352008-02-09 13:46:51
Тайны культуры майя... Их постепенно раскрывают джунгли Гватемалы. Не так давно археологи обнаружили один из самых древних майяских городов — Канкуэн.
Раскопки велись практически круглосуточно, и каждый день приносит ученым новые открытия. Среди последних находок — две пятиметровые скульптуры.
Возможно, они изображают местных богов или правителей. Изготовлены статуи примерно в 200 г. до нашей эры.
Как раз тогда город переживал эпоху расцвета, в нем жило до 10 тыс. человек. Индейцы умели писать и занимались научными исследованиями, в частности, наблюдали за звездами. Результаты своих наблюдений майя наносили на каменные плиты, некоторые рисунки хорошо сохранились.
Расшифровав иероглифы, найденные в Гватемале, ученые пришли к выводу, что древнюю цивилизацию погубили войны. Ожесточенная стычка между двумя могущественными городами-государствами — Тикалем и Калакмулем — стала причиной заката богатейшей культуры Центральной Америки.
«Сотни иероглифов рассказывают о 60-летнем периоде истории майя, о котором ученым ранее ничего не было известно, о политических и военных отношениях того времени», — сообщил археолог Федерико Фазен из Университета Вандербильта.
Исследования проводились при поддержке министерства культуры Гватемалы Университетом Вандербильта, Национальным географическим обществом США и Фондом развития центрально-американских исследований.